Новости
26.05.2021 Среднетоннажный грузовик HINO 300 с АКП
Если не считать LCV, то у любого автопроизводителя самые массовые грузовики – среднетоннажные. Сейчас их выпускают по 80-100 тысяч в год, а некоторые компании и того более.
Консерватизм и вишенка на торте
При работе на коротком плече грузоподъемность в 3-5, а потом и в 6-7 тонн во все времена считалась оптимальной. Такие машины чаще ходили с перегрузом, чем стояли в гараже в ожидании работы. А еще «среднетоннажники» невероятно консервативны по конструкции. Вне зависимости от марки грузовика, десятилетиями применялась только рессорная подвеска, практически также долго – ?барабанные тормоза, порой с гидроприводом, а также простейшие, хорошо если на 5 ступеней, коробки передач.
Все лучшие разработки, все самое перспективное и современное доставалось магистральным грузовикам. Не зря их называют «флагманами». Развозной сегмент LCV подпитывался конструктивными идеями от легковых автомобилей. И только «среднетоннажники» долгое время жили своей жизнью. Нормой считалось иметь с дюжину вариантов длины колесной базы и свеса, две-три настройки мощности двигателя, но не более того.
Однако лет 15-20 назад отношение к таким машинам стало постепенно меняться. В Европе к тому времени уже преимущественно оснащали грузовики полной массой до 12 тонн пневмоприводом тормозов – ?появилась возможность опционально устанавливать более мягкую пневмоподвеску на заднюю ось. Тормоза – ?дисковые, сначала на переднем мосту, потом уже и «по кругу», для большей эффективности. Если раньше из электронных приборов на автомобиле были только реле-регулятор напряжения и радиоприемник, то с появлением экономичных электронноуправляемых систем впрыска на дизелях уровня Евро?3 и выше, начали устанавливать электронные системы-помощники водителя – ?типа ABS и ESP. Руль перестал быть просто «баранкой» когда на нем нашлось место обилию клавиш, а комбинация приборов пополнилась дисплеем. И сравнительно недавно на «среднетоннажники» начали устанавливать автоматические коробки передач. Это уже как вишенка на торте!
Тест на совместимость
В России мы считаем просто обязательным наличие классического «автомата» с гидротрансформатором на городском автобусе, постепенно привыкаем к роботизированным механическим коробкам на магистральных грузовиках, нам хотелось бы видеть на полноприводных самосвалах и балластных тягачах «автоматы» с гидромеханической передачей. Но АКП на «среднетоннажнике» – ?полная экзотика. А, между прочим, сейчас нет ни одного крупного российского города, который бы не «стоял в пробках». Не говоря о двух столицах и городах-миллионниках. Там так хочется забыть про манипуляции «кочергой» и про педаль сцепления…
Самые успешные на нашем рынке грузовики-иномарки полной массой до 8 тонн – ?японские Hino, Isuzu, Mitsubishi Fuso Canter и корейские Hyundai HD78. До последнего времени их оснащали только механическими коробками. Среднетоннажные грузовики «большой семерки» серьезно проигрывают в российских продажах этим «азиатам», и у «европейцев», похоже, и в мыслях нет устанавливать автоматическую коробку на грузовики этого сегмента. «Группа ГАЗ» сейчас разрабатывает свою АКП, но она в первую очередь ориентирована на Павловский автобусный завод.
Казалось, что понятия «среднетоннажник» и «автомат» у нас еще долго будут несовместимы. Поэтому было полной неожиданностью узнать о старте в начале 2021 года продаж в России японских грузовиков HINO 300 с автоматической коробкой передач.
Что интересно, HINO 300 с «автоматом» это не одна машина, а две. Первая – ?полной массой 3,5 тонны, то есть фактически LCV, с более чем понятными конкурентами в виде «ГАЗели Next», Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Crafter и IVECO Daily. В числе достоинств HINO 300 с АКП, кроме самого «автомата», – ?прочная лонжеронная рама и совершенно беспроблемная передняя подвеска с неразрезной балкой, шкворнями и рессорами. Вторая машина имеет полную массу 8 тонн, и это полноценный грузовик, построенный по традиционным канонам.
Зачем «среднетоннажнику» АКП
Преимущества АКП на среднетоннажных грузовиках:
– Существенно снижается нагрузка на водителя, он меньше утомляется, что положительно влияет на безопасность движения;
– В отличие от большинства роботизированных механических коробок, АКП с гидротрансформатором совершает быстрые и комфортные переключения передач, без клевков и пауз;
– С АКП легче начать движение на подъеме – автомобиль не скатывается назад, нет повышенной пробуксовки сцепления, нет необходимости использовать Hill Hold или Hill Starting Aid;
– Нет необходимости переключаться на нейтраль при остановках на светофоре;
– Благодаря тому, что гидротрансформатор сглаживает динамические нагрузки и вибрации, увеличивается ресурс карданного вала и прочих деталей трансмиссии;
– Практически невозможно «перекрутить» двигатель по оборотам;
– В сравнении с механическими коробками, нет традиционно изнашиваемых деталей: «корзины», ведомого диска сцепления, выжимного подшипника, деталей привода;